«Повзрослеть важнее, чем преуспеть». Часть 1 из 3

Отрывок из книги «Повзрослеть важнее, чем преуспеть»

Автор | ЮМиньХун

 Перевод : Антонюк О.

Автор этой книги – отец двоих детей – делиться своими размышлениями о подходе к воспитанию.  

О значении предметного образования и значимости душевного развития.

 Домашнее воспитание - в ногу со временем


   Будучи отцом двоих детей автор сформулировал две цели в вопросе воспитания. Через радостный, наполненный событиями опыт воспитать активную позицию и положительный настрой. Приложить все усилия, чтобы помочь им повзрослеть.   

 

  У меня двое детей. Старшая дочь учиться в средней школе, а младший только пошел в начальную. Говоря от сердца, мне очень хочется передать свои хорошие черты своим детям, но они у меня учатся заграницей, не рядом со мной и мне их не достать, не погнать. Кроме того, обстановка и условия жизни заграницей отличаются от наших, образ жизни тоже другой, поэтому мне не просто воспитывать их так, как меня когда-то воспитывали мои родители. Например, помню в детстве, если я видел как временами моей маме тяжело жилось, про себя думал, что буду стараться жить счастливей и на сердце было очень не спокойно. Поэтому, чтобы мне не говорила мама, я все выполнял, был послушным. Но у моих детей все иначе. В их жизни должно оставаться место и для поэзии, возвышенных чувств и тонких материй.  В них должна прижиться способность понимания чувства прекрасного.

   Но сейчас поэтические чувства и возвышенный образ мыслей за редким исключением  можно встретить среди китайских детей, и причиной тому современная образовательная модель. Модель, направленная исключительно на получение скорейшего результата, не оставляющая в жизни растущего человека места для прекрасного, чувственного. Это родители должны очень хорошо понимать и стараться восполнять.    

   Мои дети постоянно заграницей, их условия жизни намного лучше моих в детстве, поэтому мои представления о самозабвенном труде, стараниях в учении, о необходимости ежеминутно бороться за лучшее будущее очень трудно ими воспринимаются. А еще, на их отношение к жизни очень сильно влияет домашняя обстановка. Как например, сейчас, условия их жизни не только во много раз лучше моих в их возрасте, но и даже если родители с утра до вечера заняты и призывают детей к самостоятельности, они все равно буду понимать, что дома в любом случае все будет хорошо и это ослабляет или полностью рассеивает их боевой дух. 

   И ведь не только у меня такие трудности, многих моих успешных, деятельных коллег волнуют такие же вопросы. Я пришел к выводу, что наша система образования должна претерпеть изменения. Потом в беседе с супругой сформировались две основные идеи. 

   Во-первых, не нужно превращать ребенка в домашнего питомца. Конечной целью воспитания детей является их вливание в общество, каждого со своим ремеслом, с возможностью служить во благо этого общества. В тоже самое время, благодаря служению нужно суметь заложить материальные основы своего существования. Это не менее важный, скажем, принципиальный момент в воспитании детей. Если, повзрослев, юноша или девушка вышли в общество и обнаружили свою неспособность создавать и налаживать контакты, если не развили свою жизнестойкость, то это говорит о решительной халатности и безответственности их родителей. Поэтому я осознанно требую от своих детей, чтобы они учились работать вместе с людьми, чтобы понимали значимость совместного переживания, разделения радости или печали, воспитывали способность к самостоятельной жизни, например, следили за чистотой в своей комнате, мыли посуду за собой, могли постирать свои вещи и тд.  

  Во-вторых, нужно воспитывать в ребенке ум и положительный настрой. Народная мудрость гласит : «Десять тысяч прочитанных книг не сравнятся с десятью тысячами пройденных ли; десять тысяч пройденных ли не сравнятся с опытом общения с  множеством людей; опыт общения с множеством людей не сравниться с состоянием просветления наставника». Я часто забираю своих детей в путешествие, даю им возможность увидеть и узнать больше о мире, поддерживаю их желание знакомиться и заводить друзей, стараюсь чтобы их друзьями становились достойные, равные им люди, развиваю в них амбициозность и способность к самостоятельному мышлению.